Госпрограмма энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года: региональный аспект
Игорь Кожуховский: «Энергоемкость ВВП России в 2–3 раза выше, чем в развитых странах мира»
И. Кожуховский,
генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов
В России один из самых высоких потенциалов повышения энергоэффективности – более 40% от уровня потребления энергоресурсов в стране, в абсолютных объемах – 420 млн тонн условного топлива. Энергоемкость ВВП России в 2–3 раза выше, чем в развитых странах мира. В связи с этим Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 поставлена важнейшая задача снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. По итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации (от 2 июня 2009 г.) были даны поручения о подготовке Государственной программы энергосбережения, ускорении принятия Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ФЗ № 261).
Заказчиком Госпрограммы выступило Минэнерго России, а основными ее разработчиками стали Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике и Центр по энергоэффективному использованию энергии. В подготовке Программы также приняли участие представители целого ряда организаций, включая ГУ «Институт энергетической стратегии» (ИЭС), ФГУ «Российское энергетическое агентство», ГУ «Институт мониторинга энергоэффективности и бюджетных технологий». Главной целью Программы является обеспечение устойчивого процесса повышения энергоэффективности в секторах российской экономики, субъектах Российской Федерации, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения в различных отраслях экономики, выполнения типовых энергосберегающих проектов, активизации деятельности хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.
Вклад запланированных мероприятий в общий объем снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. составляет 13,5%. Еще 26,5% могут быть обеспечены за счет изменения структуры ВВП, автономного технического прогресса, что в совокупности позволит решить задачу, поставленную руководством страны.
Программа включает в себя два этапа, охватывающих период 2010–2015 гг. и 2016–2020 гг. На первом этапе за счет мероприятий программы предусмотрено снижение энергоемкости ВВП на 7,5% (экономия энергоресурсов – 85 млн т у. т.), на втором – на 13,5% (сберегается 170–180 млн т у. т.).
Кроме того, документ предусматривает более 60 укрупненных мероприятий (типовых проектов) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в основных секторах экономики Российской Федерации (промышленность, транспорт, энергетика, ЖКХ, бюджетная сфера, жилищный фонд). Их реализация обеспечит экономию энергетических ресурсов на необходимом уровне. Так, вклад в энергосбережение отраслей промышленности составит 270 млн т у. т., повышение энергоэффективности в жилищном секторе и сфере ЖКХ – 252,83 млн т у. т., что в совокупности даст экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 952,32 млн т у. т. (к 2020 г.).
Ольга Новоселова: «Госпрограмма – рабочий документ, а не декларация о намерениях»
О. Новоселова,
директор Агентства по направлению «Экология и энергоэффективность»
Представляется особенно важным, чтобы документ, как и многое в России, не стал всего лишь декларацией о намерениях, необходимо выработать механизмы его реализации.
По нашему мнению, механизм реализации Программы заключается в создании органа (совета) по реализации Программы с целью координации исполнения программных мероприятий всеми ее государственными заказчиками, контролем за использованием финансовых ресурсов и достижением целевых показателей.
Принципиальная новизна Госпрограммы заключается в том, что в ней предусмотрены механизмы привлечения дополнительных средств субъектов Российской Федерации через выделение федеральных субсидий, что соответствует Федеральному закону (от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Согласно ст. 25 Закона государство вправе софинансировать расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ.
Вторым важнейшим инструментом является наличие государственных гарантий по кредитам и займам организаций, которые реализуют проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Таким образом, программа вводит два механизма софинансирования проектов – софинансирование лучших региональных программ и предоставление государственных гарантий для проектов в рамках долгосрочных целевых соглашений по повышению энергоэффективности с промышленными холдингами и предприятиями. Их запуск служит гарантией реализации госпрограммы. Что касается механизма господдержки по снижению энергозатрат для отечественных предприятий, то в соответствии с законодательством к таким мерам следует отнести предоставление льгот и преференций предприятиям, использующим энергосервисное оборудование, а также развитие рынка энергосервисных контрактов.
Механизм энергосервисных контрактов основан на оказании энергосервисной компанией комплекса услуг по энергосбережению с возмещением расходов по фактическому объему экономии энергоресурсов. К таким услугам относится проведение энергетического аудита предприятий, составление энергетических паспортов, разработка программ внедрения энергосберегающих технологий.
Также предусмотрены государственные гарантии по кредитам предприятиям корпоративного сектора в целях реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в частности, в 2011–2013 гг. – в объеме 50,0 млрд руб.), что должно стать дополнительным стимулом к экономии энергоресурсов для энергоемких предприятий.
Отбор региональных программ для предоставления субсидий: Госпрограммой предусмотрено, что отбор региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для предоставления субсидий из федерального бюджета будет проходить на основании результатов ранжирования заявок регионов в зависимости от набираемых баллов. Высший рейтинг получают программы с максимальным значением этого показателя. Определение рейтинга осуществляется в 2011 г. в порядке, который будет установлен Правительством РФ и который должен предусматривать оценку программы исходя из совокупности критериев. Предоставление государственных гарантий позволит:
- стимулировать компании для заключения соглашений в области повышения энергоэффективности;
- инициировать разработку инвестпроектов в области повышения энергоэффективности.
Исполнитель Программы принимает заявки и осуществляет их экспертизу, готовит экспертно-аналитическое заключение для межведомственной комиссии. Межведомственный координационный совет принимает решение о возможности оказания господдержки, а также определяет ФОИР, осуществляющий контроль за целевым использованием денег. Минфин России осуществляет проверку и анализ представленных документов на соответствие установленным требованиям. Он же принимает решение о предоставлении гарантии или об отказе в ее предоставлении.
Игорь Кожуховский: «Для успешной реализации планов нужно правовое поле»
Основным правовым актом, безусловно, является Федеральный закон № 261-ФЗ, который содержит базовые нормы, запускающие механизмы энергоэффективности в отраслях российской экономики. В развитие и в целях выполнения упомянутого закона принят так называемый «План Путина», утвердивший перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Российской Федерации. В его рамках подготовлен пакет подзаконных актов в пределах полномочий министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации. В настоящее время утвержден целый ряд нормативно-правовых документов, регулирующих разработку программ энергосбережения субъектов Российской Федерации, программ энергосбережения регулируемых организаций.
Для успешной реализации Госпрограммы требуются дополнительные нормативно-правовые акты, регламентирующие, в частности, механизмы выделения субсидий субъектам Российской Федерации на осуществление региональных программ в области энергосбережения, определение порядка предоставления государственных гарантий по кредитам и некоторые другие.
Работа предстоит большая, но и задачи решаем масштабные. Безусловно, реализация положения Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г. является важнейшим вкладом в решение задачи модернизации российской экономики и ее переходу на инновационный, энергосберегающий путь развития.
Выводы
- Проведение политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности – основной компонент реализации стратегии перехода России к низкоуглеродному, инновационному развитию.
- Повышение энергоэффективности российской экономики требует всестороннего взаимодействия государства с бизнес-сообществом, финансовыми институтами, населением страны.
- Практическая реализация политики энергосбережения и повышения энергетической безопасности требует в первоочередном порядке:
- реализации Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р;
- принятия ряда нормативно-правовых актов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты применять энергосберегающие технологии.
Цель и задачи Государственной программы
Основная цель Программы – обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения наиболее энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП.
Основные задачи Программы:
- Обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.
- Сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке.
- Снижение объемов выбросов парниковых газов.
Основные механизмы реализации Госпрограммы
- Предоставление из федерального бюджета субсидий на софинансирование региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Предоставление государственных гарантий РФ по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии.
- Введение системы целевых индикаторов по повышению энергоэффективности для различных сфер экономики страны, для субъектов РФ.
- Формирование единого топливно-энергетического баланса по стране и регионам.
- Нормативно-законодательное обеспечение Госпрограммы (планируется принять ряд нормативно-правовых актов).
- Поддержка НИОКР по повышению энергоэффективности.
- Развитие системы статистического наблюдения и информационной поддержки.
- Введение новых стандартов и технических регламентов на оборудование и здания.
Источник:
Возврат к списку публикаций СМИ